Автомобильные антифризы: какие бывают и смешивают ли их между собой
Антифриз — рабочая жидкость для охлаждения двигателя, которая важна не менее, чем топливо, моторное и трансмиссионное масло. По своей сути это смесь моноэтиленгликоля (МЭГ) или пропиленгликоля, воды, присадок и красителей.
Рабочий диапазон и качество антифриза определяются соотношением базовых компонентов и пакетом присадок. Это связано с тем, что температура замерзания водного раствора моноэтиленгликоля зависит от концентрации. Например, при 65% МЭГ жидкость замерзает при -65 0С, а при 50% — при -35 0С. Однако с увеличением концентрации до 70% и выше эта зависимость становится обратной, и температура замерзания начинает расти. Аналогично связана с соотношением МЭГ и воды температура кипения — чем больше моноэтиленгликоля, тем она выше.
Присадки занимают в составе около 3–5%, но играют важную роль. Они предотвращают коррозию и кавитацию, а значит, защищают двигатель и помпу.
Виды и цвета антифризов
Зачем нужен антифриз, знает каждый владелец автомобиля. А вот вопросы, чем отличается жидкость разного цвета и как выбирать, возникают часто — как правило, у тех, кто собрался ее менять самостоятельно.
Классификация охлаждающих жидкостей
Единой классификации антифризов на рынке нет. Это значит, что производители сами разрабатывают составы и технические условия. На данный момент есть 7 стандартов, принятых в нескольких странах.
Жидкости разделяют на группы в зависимости от типа присадок:
- Неорганические. Это традиционные антифризы — классика в мире охлаждающих жидкостей. В качестве присадок используют фосфаты, нитриты, силикаты, бораты и другие неорганические соли. Они создают герметичную пленку на всех поверхностях системы охлаждения.
- Карбоксилатные. В них комплекс присадок формируют только органические кислоты — бутадиеновая, каприловая, себациновая и прочие. В отличие от неорганических солей они не работают на профилактику, а закрывают только очаги разрушения, поэтому их ресурс выше.
- Гибридные. В таких жидкостях роль присадки выполняет смесь алифатических кислот и неорганических солей — силикатов, нитритов, фосфатов. Эти антифризы совмещают особенности неорганических и карбоксилатных: полностью оседают на поверхности, но служат дольше.
- Лобридные. Антифризы смешанного типа, которые можно назвать продолжением гибридной линейки. Основное отличие от нее — присутствие в составе карбоксилатной присадки не более 10% неорганических солей, в основном одного вида: или силикатов, или фосфатов.
Экологичные лобридные антифризы последнего поколения делают на основе пропиленгликоля. Их ресурс практически не ограничен.
Окрашивание антифризов
О цвете антифризов нужно сказать отдельно. Классификацию по присадкам ввел Volkswagen. Он же начал выпускать традиционные охлаждающие жидкости зеленого цвета. Карбоксилатные антифризы могут быть красными, гибридные — желтыми, лобридные — фиолетовыми.
Но считать цвет квалификационным признаком нельзя. Он всего лишь помогает ориентироваться в присадках жидкостей, выпускаемых одним или несколькими производителями в соответствии с сертификатом. Антифризы других марок могут быть окрашены совсем по-другому.
Некоторые бренды предлагают даже жидкости одного вида, но разного цвета. Например, карбоксилатный антифриз TCL для Nissan, Subaru, Honda, Suzuki — синий. Он же для Toyota и Lexus — красный.
Основная же задача красителей — индикация уровня и состояния антифриза. Изменение цвета свидетельствует о том, что жидкость пора менять, а в системе охлаждения много накипи и грязи.
Антифриз и охлаждающая жидкость одно и то же?
Да, это один и тот же продукт. Универсальное название antifreeze получила первая незамерзающая жидкость, предназначенная для охлаждения ДВС.
Однако есть нюанс. Первую низкотемпературную охлаждающую жидкость, разработанную в нашей стране, назвали «Тосол». И содержит он пакет минеральных присадок — фосфатов, нитритов и боратов. Тосол до сих пор считают синонимом всех антифризов, что неверно. Исходя из состава, так называть можно только традиционные охлаждающие жидкости.
Совместимы ли разные антифризы
Тем, кто интересуется, можно ли смешивать антифриз разного цвета и разных производителей, можно дать пару рекомендаций.
Не смешивайте жидкости разного цвета, даже если указано, что этот один и тот же класс антифриза. Отдельные компоненты в составе могут оказаться несовместимы друг с другом. Это может привести к образованию отложений или сильной коррозии. По этой же причине постарайтесь не совмещать и антифризы разных производителей.
Некоторые производители допускают смешивание жидкостей определенных видов в рамках своих линеек. Например, традиционные или карбоксилатные с лобридными. Но вам нужно знать эти нюансы.
Если вы хотите перейти с антифриза одного вида на жидкость следующего поколения, следует тщательно промыть систему охлаждения, заменить уплотнители и шланги.
При замене охлаждающей жидкости руководствоваться советами, какого цвета антифриз лучше заливать, неправильно. Нужно использовать тот тип, который рекомендует автопроизводитель. То есть при выборе вы смотрите на обозначение: традиционная (G11, Traditional, IAT), карбоксилатная (G12, Long Life Coolant, Carboxylate) или гибридная (G12+, Hybrid, HOAT), лобридная (G12++, Lobrid, G13) охлаждающая жидкость.
Компания «Флорестина» выпускает антифризы классов G11, G12 и G13 на базе пропиленгликоля. Мы предлагаем сертифицированные продукты в бочках и канистрах разного объема.